14 апреля 2021

Open Banking в США: невидимая рука рынка

Open Banking – крупнейший рынок, но на нем нет регулирования. Как так получилось? Разбираем на примере Plaid.

Соединенные Штаты – ведущий рынок в области финансовых технологий.  Компании с громким именем, такие как Robinhood, Lemonade, Ripple, Chime и другие, – это крупнейшие финтехи мира, и все они из США. Несомненно, что история развития финтеха в последние пятнадцать лет неразрывно связана с открытым банкингом – интеграцией банков и стартапов посредством API.

В Америке есть множество API-провайдеров, занимающихся интеграцией различных банков на своей платформе и при этом предлагающих своим клиентам услуги Banking-as-a-Service: выпуск банковских карт под своим брендом, обогащение данных, а также всю необходимую инфраструктуру для PFM-сервисов, кредитования, бухгалтерского обслуживания и инвестиций. Однако в США, в отличие от Европы, нет регулирования, похожего на PSD2, которое бы четко обязывало банки делиться данными с третьими организациями с согласия клиента. Нет и стандартизации API, как в Великобритании, – рынок разрознен, и интеграция с каждым банком по отдельности видится непростой задачей.

Однако в Америке есть закон Додда – Франка, принятый в 2010 году. Этот 850-страничный документ был разработан после финансового кризиса 2008 года и является одной из важнейших финансовых реформ США со времен Великой депрессии. Закон ввел более строгие правила в отношении деятельности финансовых учреждений, а также улучшил защиту потребителей.

При этом в законе Додда – Франка есть одна строчка, которая серьезно повлияла на развитие финтеха в США.

Раздел 1033 гласит, что банки должны «предоставлять потребителю по запросу… информацию, относящуюся к любой транзакции, серии транзакций или счету» и «в электронной форме, которая может использоваться компьютерными приложениями».

Именно этот раздел закона и стал отправной точкой развития Open Banking в США. Несмотря на то что нет никакого пояснения к этому разделу, будущие основатели платформ вроде Plaid увидели в нем для себя новую бизнес-возможность, а именно – предоставлять доступ другим компаниям к информации о счете клиента (с его согласия). Но сделать это непросто, так как платформам необходимо годами выстраивать индивидуальные партнерства с американскими банками.

Тот факт, что Plaid долгое время работал над установлением партнерских отношений с банками, и сделал его ключевым игроком рынка открытого банкинга в стране и мире. Дошло до того, что компания Visa решила выкупить Plaid, предложив $5,3 млрд. И только антимонопольный иск Минюста США вынудил остановить сделку. Действительно, для Visa иметь в своем арсенале подобную API-платформу означало бы одно: вместе с Plaid она получила бы не только бизнес, но и в первую очередь данные о транзакциях миллионов американцев. А это огромные возможности для таргетированной рекламы, андеррайтинга и многое другое. И в целом Visa, будучи традиционным игроком, очень простым шагом защитила бы себя от «подрывного» (disruptive) влияния нового рынка открытого банкинга, возглавив его.

Если мы затронули тему disruptive innovation, то стоит обсудить роль регулирования в развитии Open API. В США открытый банкинг активно развивается и без регулирования вроде PSD2 или четкого режима Open Banking, как в Великобритании или Австралии, для США это и минус, и плюс.

С одной стороны, возникают проблемы из-за отсутствия стандартизации банковских API. Во-первых, тот же Plaid иногда должен полагаться на Screen Scraping, это означает, что он подключается к банковскому сайту клиента через веб-браузер, который работает на его сервере, а затем сохраняет информацию. Подобные интеграции нестабильны (например, если сайт обновился), и в целом Screen Scraping не так эффективен, как использование API.

С другой стороны, отсутствие четкого регулирования API позволило рынку самостоятельно создать множество бизнес-кейсов. В марте 2021 года в соцсети Clubhouse глава британского подразделения Plaid Keith Grose высказал интересную мысль: «С точки зрения доступности API Великобритания обогнала США на пять лет вперед. Но с точки зрения бизнес-кейсов США опережают на пять лет Британию, потому что у нас уже есть API для кредитов, пенсий, инвестиций. Все то, что в Европе называют „переходом от Open Banking к Open Finance“ и только сегодня пытаются сделать».

При этом в США все равно началась работа по регулированию открытого банкинга по образу Европы. Недавно Бюро по финансовой защите потребителей (Consumer Financial Protection Bureau, CFPB) запустило общественные консультации по уточнению секции 1033. CFPB стремится уточнить стандарты доступа финтехкомпаний к данным о банковских счетах. Новые правила появятся не ранее 2022 года, но и банки, и платформы — агрегаторы данных хотят больше порядка и честных правил игры. Как будет развиваться открытый банкинг в США, покажет время, но реформа секции 1033 станет важным шагом для развития всего американского финтеха.


Qplatform – это ведущая API-платформа в России, и наше предложение на рынке следует парадигме ведущих зарубежных API-платформ. Мы готовы предлагать нашим клиентам интеграции любой сложности. Для банков это дополнительные каналы продаж и доступ к новым клиентам. Финтехам же сотрудничать с кредитными организациями зачастую тяжело, дорого и долго. Мы снимаем головную боль со стартапов в части интеграции и помогаем запустить свой продукт с банком очень быстро – счет идет на недели, а не на месяцы. На нашем Маркетплейсе можно ознакомиться с имеющимися на платформе сервисами и уже в ближайшее время реализовать их для своего бизнеса при помощи Single API Solution.

Связаться с нами
Связаться с нами
420500, Республика Татарстан, Верхнеуслонский р-н, г. Иннополис, ул. Университетская, д. 7
109012, Москва, Малый Черкасский переулок, д.2
QIWI Platform LLC. All rights reserved. 2021
Наш сотрудник свяжется с вами в течение 24 часов.